Китай меняет правила экспорта автомобилей: грозит ростом цен
С 1 января 2026 года Китай вводит новые ограничения на экспорт автомобилей. Под запрет фактически попадает распространенная схема вывоза новых машин как подержанных - именно она обеспечивала значительную часть поставок в Россию по параллельному импорту. Эксперты, опрошенные "Известиями", ожидают роста цен и увеличения сроков доставки.
Согласно новым правилам Минторга КНР, автомобили, зарегистрированные в Китае менее 180 дней назад, можно будет вывезти только при наличии официального письма производителя. В документе должны быть указаны страна назначения и данные о наличии в ней сертифицированных сервисных точек. Без такого подтверждения экспортная лицензия не выдается.
Эта мера направлена на прекращение практики, когда новые машины оформлялись как подержанные для возврата НДС и улучшения статистики продаж на внутреннем рынке. В 2024 году до 13% китайского рынка "б/у" составляли автомобили с пробегом менее 50 км.
Изменения ударят прежде всего по мелким и средним импортерам: регистрация на 180 дней замораживает капитал, а получение письма от завода - длительная и непрозрачная процедура. Это увеличит риски и издержки, которые лягут на конечного покупателя.
Эксперты ожидают:
- краткосрочного всплеска спроса до начала действия новых правил;
- замедления поставок - быстрая схема с регистрации на снятие больше не работает;
- подорожания импорта из-за дополнительных расходов на хранение, логистику и администрирование;
- усиления позиций официальных дистрибьюторов, которые работают в прямом взаимодействии с заводами;
Как следствие, в первые месяцы 2026 года рынок также может столкнуться с заметным дефицитом и резким ростом цен.
Новыми мерами Китай пытается защитить глобальные бренды и уйти от "дикого" неупорядоченного экспорта, переходя к модели контролируемого и качественного роста.
Сегодня, по данным ассоциации "Китайские автомобили", до 95% поставляемых в Россию машин формально идут как подержанные, хотя большинство из них фактически новые. В 2025 году РФ стала третьим крупнейшим рынком для китайского экспорта авто - 357,7 тысячи машин за три квартала.