Артефакты и карты возведения секретной "мертвой дороги" впервые выставлены в музее в ЯНАО
ЕКАТЕРИНБУРГ, 10 апреля. /ТАСС/. Артефакты и карты с подробностями возведения "мертвой дороги" (Трансполярная магистраль или 501 стройка) на полуострове Ямал в 1947-1953 годах впервые представлены в музейно-выставочном комплексе им. Шемановского в Салехарде. Об этом сообщили в пресс-службе музея. "Экспозиция "Вдоль по "Мертвой дороге" приурочена к 70-летию с начала эпопеи железнодорожного строительства середины XX века на Ямале, вошедшего в историю как Строительство №501. Оставшаяся недостроенной и заброшенной железная дорога получила название "мертвая дорога". На выставке впервые представлены фотографии из разных экспедиций по "мертвой дороге", подробная карта, с нанесенными на нее при помощи GPS техногенными объектами и остатками лагерных сооружений, которые удалось обнаружить, а так же некоторые из артефактов, привезенные участниками экспедиций из лагерей Строительства №501", - говорится в сообщении. По данным пресс-службы, многие артефакты переданы в музей в разное время участниками экспедиций, как и большинство фотографий, они еще никогда не показывались на выставке. "Об истории строительства Трансполярной магистрали написан уже не один труд, но при этом, до сих пор мало говорится о тех, кто прошел немало походов и экспедиций по руинам "мертвой дороги" и по остаткам лагерей, о тех, кто эту историю создавал", - уточнили в музее. Строительство №501 - это официальное название секретной железной дороги Чум - Салехрад - Игарка, которую в 1947-1953 годах возводили на территории полуострова Ямал. Работы вели преимущественно заключенные, за четыре года по вечной мерзлоте были проложены сотни километров железнодорожного полотна. Через каждые 7-12 километров стояли лагеря для заключенных. После смерти Иосифа Сталина в 1953 году работы были остановлены и дорога осталась в бесхозном состоянии, некоторые участки до сих пор эксплуатируются. В 1970 годы XX века в районах, где должна была располагаться "мертвая дорога", обнаружили богатые месторождения газа, поэтому уже в XXI веке начали появляться планы по ее восстановлению. На данный момент проект носит название Северный широтный ход (СШХ). СШХ - это 707 километров железнодорожного полотна, которые свяжут Ямал с Уралом и Северо-Западом России и обеспечат связь транспортной системы России через порт Сабетта с Северным морским путем. В октябре 2016 года РЖД и правительство ЯНАО согласовали проект строительства СШХ, для РЖД это будет первый проект по схеме концессии. По словам Кобылкина, стоимость проекта - 240 млрд рублей. Начало строительство запланировано на 2018 год.