Маршрут выходного дня: Музей самодельных автомобилей СССР, Переславль-Залесский.

Сегодня мы расскажем про один из самых интересных автомобильных музеев в нашей стране, где собраны невероятно редкие и уникальные экземпляры – Музей самодельных автомобилей СССР. Движение самодеятельного автомобилестроения получило в Советском Союзе широкое распространение. Проходили большие выставки «самавто», устраивались пробеги. Какие-то машины изготавливались в единичном экземпляре, каких-то получались небольшие серии. Сейчас прикоснуться к истории и посмотреть на удивительные машины можно в Музее самодельных автомобилей СССР, который находится рядом с городом Переславль-Залесский. Держим путь туда!

Маршрут выходного дня: Музей самодельных автомобилей СССР, Переславль-Залесский.
© Quto.ru

Музей самодельных автомобилей СССР

Музей расположен рядом с городом Переславль-Залесский, примерно в 120 км от Москвы. Экспонаты, собранные в Музее самодельных автомобилей СССР, — это частная коллекция его создателя Романа Курченко. Он интересуется автомобилями с раннего детства, а в 1989 году волею случая оказался в Москве на ВДНХ на Втором всесоюзном конкурсе самодеятельных автомобилей «Самавто-89». Машины впечатлили его до глубины души и, когда Роман вырос, задумал собрать коллекцию самоделок Советского Союза. Сейчас экспонаты можно посмотреть по предварительной заявке, потому что музей находится в процессе строительства. В 2026 году он откроется на постоянной основе.

© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова

Как добраться:

От МКАД до Музея самодельных автомобилей СССР 120 км пути по Ярославскому шоссе. Поездку можно совместить с посещением Переславля-Залесского, а по дороге заехать в Сергиев Посад. Если хотите организовать большое путешествие, то после Переславля-Залесского можно поехать в Ростов Великий, Ярославль и село Вятское.

© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова

Автомобиль ГМВ-2

Оказавшись на территории Музея, вы сразу обратите внимание на настоящее чудо техники, размещённое на высоте - фактически в воздухе. Это автомобиль ГМВ-2 (Гундрины Михаил и Всеволод, вторая модель), задуманный в 1970-м конструктором из Оренбурга М. Гундриным и построенный в конце 1980-х. Это единственная самоделка в Советском Союзе, конструкция которой была запатентована.

На сварную трубчатую раму установлена передняя часть фюзеляжа списанного учебного-тренировочного самолёта с реактивным двигателем Ил-28У. В средней части фюзеляжа стоит двигатель от УАЗ-469, 3-скоростная коробка переключения передач от ГАЗ-21 и укороченный УАЗовский мост, посредством двух цепных передач передающий крутящий момент на трёхколёсный рядный гусеничный движитель. В передней части вездехода есть кожух для защиты передней подвески и рулевого управления, собранный из частей грузовика ГАЗ-52. Изначально ГМВ-2 задумывался как снегоход, а позже был адаптирован к дорогам общего пользования: лыжи и гусеничный движитель заменялись колесами. Была идея наладить мелкосерийное производство такого автомобиля, для чего на военном аэродроме под Оренбургом было закуплено более 40 фюзеляжей списанных «Илов», но задумка не была реализована.

Поскольку ГМВ-2 сделан из советского бомбардировщика, Роман, создатель музея, решил вернуть его в небо и теперь этот автомобиль-самоделка стоит высоко на сваях. В дальнейшем планируется сделать доступным посещение его кабины.

© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова

Советские аттракционы

В Музее самодельных автомобилей СССР есть и советские аттракционы: Юнга, Солнышко и Колокольчик. Сейчас их приводят в порядок, и в будущем на них можно будет покататься.

Маршрут выходного дня: подмосковная усадьба Суханово

© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова

МЮК, Иволга, Ташкент, Олеко

Справа за аттракционами – длинный ряд самодельных автомобилей СССР, созданных в единственном экземпляре. Здесь вы увидите: - МЮК (Маринцев Юрий Кондратьевич) из начала 1970-х годов с самодельным кузовом, мотором от ВАЗ-2101, ходовой и коробкой переключения передач от Запорожца. - Рядом с ним стоит Иволга — это видоизменённый кузов от Москвича, в который поставили двигатель и коробку передач от Жигулей. - Автомобиль Ташкент, оснащённый агрегатами от 21-й Волги. - А вот и самоделка Олеко, в основе этого автомобиля различные детали от Волги.

© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова

ПАН, Турист, Южанин, Козявочка

Автомобиль ПАН внешне похож на Жигули третьей серии, а на самом деле он гораздо больше. Кузов ПАНа сделан из стеклопластика, начинка позаимствована у Жигулей. Кузов Туриста был изготовлен вручную, автомобиль оснастили мотором от Opel и ходовой частью от Willys. Кузов Южанина сделан из очень толстого металла, а на капоте автомобиля красуется маскот в виде ракеты. Самоделка Козявочка сделана в Ярославле на базе инвалидки из фильма «Операция “Ы” и другие приключения Шурика». Агрегаты для машины взяты от СМЗ С-3А.

© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова

Ласточка, Kvarta, Тушинец

Ласточка имеет необычную внешность, а её двигатель работает на смеси воздуха, бензина и воды. Kvarta - первая советская машина с телевизором в салоне. Тушинец – самодельный автомобиль с 2-цилиндровым мотоциклетным двигателем, созданный в 1950-х годах.

Маршрут выходного дня: Белёв

© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова

Автодром

В одном из крытых павильонов Музея самодельных автомобилей СССР будет работать советский аттракцион Автодром. В своё время это был самый желанный аттракцион не только мальчишек и девчонок, но и их родителей. К нему всегда стояла очередь, хотя стоил он дорого. Кстати, машинки сделаны из стеклопластика и имеют прямое отношение к самавто, потому что они изготавливались на заводе вручную. Советские аттракционы, в том числе и машинки, делались на одноимённом заводе «Аттракцион» в городе Ейске. В 2016 году завод перестал существовать, так что аттракционы, которые вы видите на фото в нашем обзоре, по сути уже тоже являются музейными экспонатами.

© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова

Сатана и Регина

На улице под навесом вы увидите кузов, созданный братьями Щербиниными и братьями Алгебраистовыми, получивший имя Сатана. Было сделано 12 экземпляров такого кузова в различных вариантах: десять Гран Туризмо, один седан и один универсал. В одном из ангаров музея стоит Сатана в варианте Гран Туризмо – этот автомобиль снимался вместе с ЮНОЙ в фильме «Испытатели» 1987 года. Рядом с ним Регина – один из автомобилей серии Меркурий.

© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова

ЮНА – легендарная советская самоделка

В Музее самодельных автомобилей СССР можно увидеть и ЮНУ. Пожалуй, это самая легендарная советская самоделка. О ЮНЕ мы подробно рассказывали в отдельном материале.

Маршрут выходного дня: Шкинь, Пруссы, Непецино. Самые красивые храмы рядом с Коломной.

© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова

Ветерок, Кракозябра и Bohse Eurostar

Ветерок – автомобиль, созданный по чертежам, размещённым в ежемесячном журнале «Моделист-конструктор». Кракозябра - советский шоу-кар из Санкт-Петербурга. Bohse Eurostar – немецкий эксперимент по созданию пляжных автомобилей для Средиземного моря. Автомобиль создан на базе Lada Nova (ВАЗ-2105).

© Светлана Парфенова

ГТЩ

Перед вами ГТЩ, созданный братьями Щербиниными. Этот автомобиль можно увидеть в фильме «Старики-разбойники», только там он снимался в оранжевом цвете, а потом был перекрашен в белый.

© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова

Эльбрус, Звёздочка и самоделка-амфибия

Автомобиль Эльбрус собран на агрегатах от 21-й Волги. Звёздочка – это автомобиль с кузовом из парашютной ткани, деревяшек, труб и т.п. Самодельный автомобиль-амфибия из СССР сделан из алюминия, использованы агрегаты от Запорожца.

Маршрут выходного дня: Киров

© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова

Стримлайн, Гепарды, Laura A и Лама

Стримлайн – очень красивая советская самоделка. Гепарды были изготовлены в Ярославле в количестве 5 штук. В Музее самодельных автомобилей СССР находятся три. Laura A строилась параллельно со знаменитыми Laura, но другим мастером, так что в автомобилях есть и сходства, и отличия. Laura A, в частности, оснащена сдвижной дверью. Автомобиль Лама создан из стеклопластика.

© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова

Спорт-900 (КД)

Считается, что в СССР было создано от 6 до 10 штук спортивного купе Спорт-900 (КД). Скорее всего, восемь. Два экземпляра из восьми можно увидеть в коллекции музея.

© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова

Коллекция Музея самодельных автомобилей СССР впечатлит вас до глубины души. Здесь с интересом можно провести несколько часов, а потом заглянуть в Музей паровозов «Кукушка» и погулять по Переславлю-Залесскому – получится захватывающий маршрут для путешествия выходного дня!