Новый утильсбор грозит убрать с рынка РФ популярные модели BMW, Hyundai и Kia
Российский авторынок находится на пороге серьезных изменений, которые неизбежно ударят по кошелькам покупателей. Уже с 1 декабря 2025 года вступают в силу обновленные правила расчета утилизационного сбора, и эксперты предупреждают: нововведения способны кардинально перекроить систему параллельного импорта, а также привести к исчезновению с рынка целого ряда популярных иномарок.
Конец «доступным» иномаркам?
Своим мнением о предстоящих изменениях поделился Сергей Захарук, руководитель сервиса «Кимура», специализирующегося на поставках автомобилей из Южной Кореи. По словам эксперта, новые ставки сбора делают ввоз многих востребованных моделей экономически невыгодным. В результате отечественным автолюбителям придется пересматривать свои предпочтения — привычные немецкие и корейские автомобили бизнес-класса могут стать недостижимой роскошью.
«Фактически, мы наблюдаем конец эпохи доступных иномарок, — говорит Захарук. — Стоимость доставки, сертификации и утилизационного сбора теперь делает многие модели нерентабельными даже при параллельном импорте».
Автомобили, которые могут исчезнуть
Эксперт составил своеобразный «прощальный список» машин, находящихся под угрозой исчезновения с российского рынка. В него вошли:
BMW X3, X5 и X6 Mercedes-Benz GLE (дизельная и бензиновая версии) Hyundai Palisade, Santa Fe и Staria Kia Mohave, Sorento и Sportage
Именно эти модели, по словам Захарука, формировали основу импорта из Кореи и пользовались стабильным спросом благодаря сочетанию качества, комфорта и надежности. Теперь же их поставки могут сократиться до минимума, а цены — вырасти в разы.
Спрос растет, пока есть время
Как сообщает Autonews, накануне вступления новых правил наблюдается ажиотажный спрос — россияне стараются приобрести автомобили по «старым» условиям. Однако, по словам Захарука, пока дефицита машин у дилеров и частных импортеров нет.
Рост интереса совпал с общим подъемом рынка: по данным агентства «Автостат», октябрь 2025 года стал рекордным по продажам — реализовано 165 702 новых автомобиля, что на 35% больше, чем в сентябре. Эксперты связывают это не только с предстоящими изменениями в законодательстве, но и с укреплением рубля, а также ростом доверия к китайским брендам.
Что изменится в утилизационном сборе
Обновленные правила, утвержденные премьер-министром Михаилом Мишустиным, предусматривают более детализированную систему расчета. Теперь ставка будет зависеть не только от объема двигателя, но и от его мощности.
Для граждан сохраняются льготные тарифы, но лишь при условии, что мощность автомобиля не превышает 160 лошадиных сил. Для более мощных машин сбор увеличится в разы, что существенно скажется на конечной цене.
Власти объясняют реформу необходимостью стимулировать развитие отечественного автопрома и ограничить ввоз мощных, экологически менее эффективных автомобилей. Однако участники рынка опасаются, что результатом станет сокращение выбора и дальнейший рост цен на автомобили среднего и премиум-сегмента.